Витербо и провинция

Публикации в категории

Тарквиния - мать городов этрусских

Вид на Тарквинию (Корнето)

Современная Тарквиния, районный центр провинции Витербо, не имеет никакого отношения ни к античному городу-государству Тарквиния, входящему в Лигу 12-ти этрусских городов (Додекаполи), духовному центру древних этрусков, не к самим этрускам в целом. Место на холме, где расположена современная Тарквиния, было освоено в раннем Средневековье и именовалось Корнето (Corneto) вплоть до конца XIX века...

В истории Корнето прочно обосновался кровавый кондотьер Джованни Вителлески и даже мелькала легендарная Матильда Каносская. Искушение приобщиться к славе широко известной и нещадно раскапываемой по соседству античной Тарквинии, колыбели цивилизации этрусков, видимо, было велико. С 1872 года Корнето уже именует себя Корнето-Тарквиния, а с 1922 года и вовсе исчезает из названия, став Тарквинией, со всей её славной историей, как водится...

Увы, но после увековечивания Корнето в Тарквинию, античной Тарквинии, чьи останки разбросаны по соседним холмам, даже намёков на своё историческое прошлое от названий не досталось...

Вид на холмы античной Тарквинии

Вид на холмы античной Тарквинии

Вид на холмы античной Тарквинии

Местность с Всемирным наследием ЮНЕСКО, уникальным некрополем этрусков простирающимся на площади около 800 га (4х2 км), с более чем 600.000 захороненных душ, сакральным местом древних тарквинцев, называется Монтероцци (Monterozzi, ит.), что тривиально переводится как "бугры (кучи)". Так называли её когда-то местные жители, из-за курганной (конусной) формы этрусских захоронений, частенько отправляясь туда с лопатами за добычей. Некрополь великой античной Тарквинии известен, сейчас, не иначе как Некрополь Монтероцци...

Вход в одно из захоронений Некрополя античной Тарквинии

Раскопки захоронения в античной Тарквинии

Древняя Тарквиния строилась на холмистой местности и могла занимать площадь около 150 Га. За 2,5 тысячи лет рельеф территории изменился, но чудом частично сохранилась фундаментная часть защитной городской стены, по которой можно судить о расположении города. Организованные раскопки античного города и некрополя начались в конце 18 века. На картах того времени местность ещё сохраняла своё историческое название - Тарквинии. К середине 19 века (очевидно французами) были обнаружены останки огромного этрусского храма, который, с лёгкой руки, был наречён "Алтарём Королевы" ("Ara della Regina"). Плато, на котором были обнаружены останки жилищ "виллановианского" периода (X-IX в.в. до н.э.) и останки строений религиозного толка этрусков, было названо "Чивита" ("Civita"), что соответствует не городскому поселению. Так и обозначается до сих пор местность знаменитого древнего города-государства Тарквиния - Плато Королевы (Pianoro della Regina) и Плато Поселения (Pianoro della Civita), на холмах не менее именитых в реальности, чем римские Палатин или Авентин, попавшие в "правильную" Историю ...

Схема территории античной Тарквинии

Площадь античной Тарквинии около 150 га, длина крепостной стены не менее 8 км с толщиной у основания 3-4 м. Схема территории

Результат лазерного аэросканирования территории античной Тарквинии 2010 года

Результат лазерного аэросканирования территории античной Тарквинии 2010 года. Выделены останки фундамента городской стены

Какую же реальную роль сыграла (но не играет) Тарквиния в Истории древнего мира...

До сих пор неизвестно ни происхождение этрусков, не как они оказались на Апеннинском полуострове, но появились они тут неспроста, как может оказаться. Территория будущей Этрурии (земли населённые этрусками) издавна была заселена "виллановианцами" - так принято называть коренную (ли) цивилизацию Апеннинского полуострова, по месту её открытия в местечке Вилланова, в провинции Болонья. К IX веку до н.э. «виллановианцы» уже находились на пике своего развития, имели относительно развитое сельское хозяйство, умели обрабатывать металлы и были хорошо организованны в военном плане. И вот в IX-VIII веках до н.э, на месте их соломенных хижин, повсеместно, стали появляться постройки городского типа и массивные оборонительные укрепления, меняется обряд захоронений. Этот достаточно быстрый, по историческим меркам, технологический и культурный прорыв связывают с появлением на Полуострове этрусков. Некоторые продвинутые археологи обращают внимание на мягкое наслоение этрусской цивилизации на "виллановианскую" и смело предполагают об их дальнем родстве - общий язык мог бы способствовать беспрепятственному занятию этрусками земель "виллановианцев". Территория занятая этрусками, как под копирку, соответствует территории ранее освоенной "виллановианцами". Этруски и "виллановианцы" могли быть выходцами одного народа, разделившегося задолго до "Тёмных Времён". Получив малоазийское развитие, колония этрусков могла мигрировать к своим дальним родственникам ("виллановианцам") на Апеннины или же просто вернуться домой, к своим корням...

Так грек Геродот (484 - 425 г.г до н. э.), Творец античной Истории, привёл однажды племя лидийского царя Тиррена (Tirreno, лат) прямиком из Лидии (Анатолия, Азия Турции) в Тоскану, за что уставшие кочевать тирренцы (расны/расенны/туски/этруски) наверняка были ему благодарны, а на Апеннинском полуострове появились лидийцы не говорившие на лидийском и чуждые лидийской культуре, с религией и обычаями провалившимися в Истории минимум на пару тысяч лет...
Дальше, не останавливаясь, Геродот высаживает брата (или сына) Тиррена, Тархона (Tarconte, лат), на облюбовавшемся тому морском побережье устья реки Марта, на прилегающих холмах которого, он и основывает город Тарквиния (Tarch(u)na, этруск., Tarquinii, лат), назвав его в свою честь. Затем Геродот посылает Тархона завоёвывать внутренние территории и продолжать основывать новые города и посёлки будущей Этрурии...

Область контролируемая Тарвинией

Территория контролируемая Тарквинией в VII веке до н.э

Этрурия начала развиваться со своего юга (западная часть современной области Лацио), как утверждают археологи. Тарквиния/Тарквинии, наряду с Цере, Вейи, Вульчи была одним из первых и самых богатых городов этрусков. С VIII века до н.э, морской порт Тарквинии в Gravisca (лат.) / Грависка (сегодня Porto Clementino) размещал многочисленные военные и торговые корабли. Вместе с портами этрусков в Пирги (Санта-Севера) и Пуникум (Санта-Маринелла) он способствовал продвижению интересов этрусков в Средиземноморье, где господствовали разных сортов греки и финикийцы/карфагеняне. Быстро развиваясь и богатея, Тарквиния становится грозной военной силой, с претензией на абсолютное лидерство в этрусском мире.

Территория контролируемая этрусками в VIII веке до н.э. и экспансия этрусков к V веку до н.э.

Территория контролируемая этрусками в VIII веке до н.э. и экспансия этрусков к V веку до н.э. Выделены города этрусской Лиги

Этруски, являясь городской цивилизацией, создавали независимые города-государства. Религия и язык - единственное, что их объединяло. Созданная Тархоном Лига (Союз) 12-ти этрусских городов, так называемая Додекаполи, хоть и выбирала ежегодно своего лидера, но регулировала больше дела религиозные и мало занималась политикой. Между собой этруски иногда создавали ситуативные союзы, но в целом были разрозненны. Попытки Тарквинии объединить вокруг себя всех этрусков получали жёсткий отпор со стороны Вольсинии и Клузий, но её роль столицы религиозного культа и хранительницы сакральных знаний этрусков ни кем не оспаривалась.

В конце VII века до н.э. тарквинцы перешли Тибр и на месте соломенных хижин разбойных пастухов-латинов заложили новый spura / город (этруск.), как важный плацдарм для экспансии на юг Полуострова, с целью расширения территорий и как противодействие продвижению греков на север. На ритуально размеченной местности были вымощены первые улицы (со стоками для дождевых вод и тротуарами), были построены первые кварталы городских жилищ (регулярная застройка), воздвигнут могучий храм Верховным божествам (Тиния, Уни, Меневра). Местность между холмами была сильно заболоченной и, для её осушения, этрусские мастеровые реализовали сеть подземных дренажных каналов и главный сток арочной конструкции, которые до сих пор выполняют своё назначение, спустя более чем 2,5 тысяч лет. На осушенной территории был построен Форум и другие строения муниципального назначения. Со временем выросли и массивные оборонительные стены для защиты жителей и tular spural / сакральная граница города (этруск.). Закладчиком нового города-государства был прибывший из Тарквинии лукумон - монарх, владыка живых и мертвых. Для церемоний он увенчивал себя золотой диадемой (короной), покрывался пурпуровой мантией, восседал на курульном кресле, держа в руках украшенный орлом скипетр. Он имел право окрашивать в пурпур своё лицо, уподобляясь богам для оглашения их воли. Рядом всегда находился Zath-Lath (этруск.). Это был носитель/спутник фасции - важнейшего религиозного символа этрусских монархов (позже и магистров). Фасции - это перевязанный пучок из 12 прутьев-розг вяза или берёзы с секирой, ритуальным обоюдоострым топором (как и минойский лабрис, никогда не применялся как оружие). Это был не только символ власти Лукумона над жизнью и смертью своих подданных. Прутья символизировали верховенство и единство Лиги 12-ти этрусских городов, а секира издавна была символом верховного бога Тинии-громовержца, двуединостью мира живых и мертвых с рукоятью из разящей молнии. Консилиум (совет) монарха состоял из провидцев, одни из которых - авгуры, странным образом походили на воскресших из Времён ассирийских и вавилонских жрецов...

°Этрусский скипетр

Этрусский скипетр

Провидцы владели самыми передовыми космогоническими теориями и искусством прорицания. А передал всё это им самый великий пророк этрусков Тагет, юнец с устами мудрого старца, внезапно появившийся однажды из борозды во время пахотных работ в Тарквинии (Марк Туллий Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор и философ, сам будучи ученым авгуром, не даст соврать). "Пространство и время - едины, события и судьбы - предопределены богами", было парадигмой этрусской дисциплины. Ритуальный, закрученный с одного конца спиралью, посох/жезл этрусских авгуров - литуус, благополучно стал христианским епископским жезлом.

Публичные мероприятия нового монарха сопровождались прибывшими из Тарквинии музыкантами. Церемонии Триумфа торжественно проходили у подножия храма Верховного бога Тинии (мужа Уни, отца Меневры). В лице триумфатора этруски чествовали богов, возлагая им почести за победоносное содействие. Триумфатор надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику и пурпуровую тогу, в руке держал скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху, на голове его был лавровый венок, а лицо окрашено в пурпурный цвет. Перемещался он стоя на парадной колеснице, которая являлась центром всего шествия. В дни торжеств проводились народные гулянья и игры - гонки на колесницах, гладиаторские бои, соревнования атлетов.

Войско нового этрусского города включало тяжёлую пехоту (милес), легкую пехоту (велес), конницу (рамны, луцеры, титии) и флот. Для управления подразделениями использовался так называемый этрусский (тирренский) горн. Некоторые этрусские корабли, первыми в Средиземноморье, были оснащены двумя мачтами, они использовали якорь классического (адмиралтейского) типа, подводный бронзовый таран в носовой части корабля и абордажные крюки.

Военный горн этрусков

Этрусский/тирренский военный горн

Из Тарквинии прибыли многочисленные торговцы, ремесленники и, самое важное, этрусское письмо, которое легло в основу латинского алфавита...

Свой новый город этруски назвали Ruma (этруск.)/Roma (ит.)/Рим, в переводе с этрусского как "грудь" (женская), возможно по форме холма на котором был основан город, а может из-за жизненных сил заключённых в груди ...

Миф о легендарных Ромуле и Реме, как основателях Рима, возник в IV веке до н.э. К этому периоду относятся и первые (редкие) найденные монеты древнего Рима. Первые обнаруженные латинские надписи в Риме относятся к III веку до н.э. Народное восстание в 509 г. до н.э. и, как следствие, создание республики в Риме - очередной миф, скрывающий истинных бенефициаров свержения последнего этрусского монарха Тарквиния "Гордого" - родственников самого же монарха. Так называемые капитолийские фасты (списки высших должностных лиц Римской республики), как и список римских Триумфов/триумфаторов, остаются на совести ученых антикваров эпохи Августа (I век до н.э.)...

Тарквиния создала Рим по своему подобию и сделала его частью этрусского мира. Рим, как сумел, приспособился к знаниям этрусков и дальше распоряжался ими уже под своим брендом...

Такрвиния - колыбель цивилизации Апеннинского полуострова, ждёт своего места в Истории...

Останки храма античной Тарквинии. Место, где в 1938 году был обнаружен декоративный фрагмент фронтона храма - крылатые кони

Останки храма античной Тарквинии. Место, где в 1938 году был обнаружен декоративный фрагмент (1.15х1.25 м) фронтона храма - "Cavalli alati"/"Крылатые кони (ит.)"

Крылатые кони, часть декорации фронтона храма античной Тарквинии. Туристический символ Тарквинии

"Cavalli alati"/"Крылатые кони (ит.)" - туристический символ современной Тарквинии

Останки храма античной Тарквинии

Останки храма античной Тарквинии. Храм трижды перестраивался в VI-IV в.в. до н.э., что подтверждает его важность. В последнем издании он занимал площадь 44х25 метров, примерно. Весь комплекс мог достигать размеров современного футбольного поля. Это самый большой храм этрусков из известных на сегодня

Останки храма античной Тарквинии

Останки храма античной Тарквинии. "Ara della Regina"/ "Алтарь Королевы (ит.)" - такое ему дали имя

Римский фонтан возле храма этрусков в античной Тарквинии

Римский след возле святыни этрусков. Останки фонтана были обнаружены недалеко от храма и просто перемещены к левому крылу подиума святилища

Римский фонтан возле храма этрусков в античной Тарквинии. Был посвящён наместнику Рима в Тарквинии Q. Cossutio

Останки римского фонтана (около 3 м диаметром) возле храма этрусков в античной Тарквинии. Фонтан был посвящён наместнику Рима, времён Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.), в Тарквинии Quinto Cossutio, в честь проводимых им ludi / игры, общественные празднества (лат.) о чём гласит гравированная надпись

Останки этрусского храма в античной Тарквинии

Останки этрусского храма в античной Тарквинии

Останки колонны этрусского (тосканского) ордера, без каннелюр, античного храма в Тарквинии

Базовая часть колонны этрусского (тосканского) ордера, без каннелюр, античного храма в Тарквинии

Останки этрусского храма в античной Тарквинии

Останки этрусского храма в античной Тарквинии. "Служебная" лестница

Останки этрусского храма в античной Тарквинии

Античная Тарквиния. Останки этрусского храма

Высокий подиум - особенность присущая этрусским храмам

Высокий подиум - особенность присущая этрусским храмам

Главная лестница на террасу и лестница на подиум этрусского храма в античной Тарквинии

Главная лестница на подиум этрусского храма в античной Тарквинии

Центральная лестница на террасу подиума этрусского храма

Останки фасадной стены и элементов этрусской арки дома в античной Тарквинии

Останки фасадной стены и элементов этрусской арки дома в античной Тарквинии. Окрестности главного храма

Город Тарквиния строился на месте указанном богами, в интерпретации этрусских жрецов... В пересечении перпендикулярных борозд, соответствующих сторонам света, был вырыт глубокий колодец, в который жители складывали что-нибудь из предметов личного обихода. Святым ритуалом жрецов этот центр города, "регий", был запечатан большим плоским камнем - "мундус". Через это устройство поддерживалась связь жителей города с душами их предков. От центра определялась святая граница города и квадратно-гнездовым методом размечались места для построек. Внешние оборонительные городские стены не совпадали с сакральными границами города. В святых границах города действовали особые законы и запрещался вход с оружием. Ликторы, к примеру, в городе не могли носить в фасциях топор - высшей городской инстанцией для смертных приговоров был народный суд. Юго-восточный сектор города, как правило, предназначался для построек религиозного толка...

Этрусская планировка города при его закладке

Применив нехитрые правила сакральной геометрии этрусков при закладке нового города (которые были применены археологами при раскопках в Marzabotto, провинция Болонья), можно увидеть примерную планировку античной Тарквинии. Главный храм попадает в северо-восточный сектор, что указывало бы на посвящение его богине Унии (Уни - Гера, жена Зевса у греков) и вовсе не Диане или Апполону, как необоснованно считается

Вид на Некрополь этрусков и город Тарквиния с холма античной Тарквинии

Вид на Некрополь этрусков и город Тарквиния с холма античной Тарквинии

Вид на главный храм этрусков в античной Тарквинии со смотровой площадки современной Тарквинии

Вид на главный храм этрусков в античной Тарквинии со смотровой площадки современной Тарквинии


Опубликовано

Среда, 10 июля 2019

Просмотров

251

Оценить

5.0/5 оценка (9 голосов)

Записи по теме