Рим и провинция

Публикации в категории

Виа Джулия - километр истории Рима

Понте-Систо

"Понте-Систо" (мост "Систо") в Риме

Улица Джулия - это невысокие привычные римские постройки разных эпох - роскошь, в любом смысле слова, скрытая затёртыми временем фасадами... По этой улице можно увлекательно погулять или же просто "пробежаться", в обход многолюдных узких улочек исторического центра Рима - своё первоначальное назначение, транспортно-магистральное, она давно утеряла...

Via Giulia берёт начало от моста "Систо" (1479 год), построенного одноименным Папой,  окончательно застолбившего своё имя в длинном списке его предыдущих строителей (первым в списке идёт Агриппа, тот самый).  Мост считается первым и последним "папским" мостом, в период с 400 по 1868 г.г, Церковь на строительство мостов через Тибр больше как-то не решалась....

Мост "Понте-Систо" в Риме. Вид на район "Трастевере"

Первоначальное название улицы было "la Magistralis", типа "Главная дорога", и была она, как было тогда принято,  вся кривая и грязная. Тотальная кривизна не устраивала 216-го Папу Джулио II, явно уставшего от средневекового застоя и желавшего реформ, короче,  Возрождения. Несмотря на своё прозвище "il Papa Terribile" (типа Папа "Грозный"), Джулио II успел сделать много полезного для Рима, спонсировал так же творчества Микеланджело, Рафаэля, Браманте. Именно последний и должен был реализовать его замыслы по созданию "нового Рима", начав с дорожного кольца, разгрузившего бы, тем самым, и исторический центр от туристов паломников.
Разрываясь между сносом домов и утрясанием жилищных конфликтов, Браманте построил в плотном лабиринте жилых кварталов первую в Риме прямолинейную артерию. Улица была названа "strada Recta" (Прямая) и была открыта в очень праздничной обстановке в 1508 году.

В контексте античного искусства граффити, Джулия сохраняет следы стиля  "спрей-арт"...

Спрей-арт на улице Джулия в Риме

Спрей-арт на улице Джулия в Риме

Начало улицы находится под французским флагом - консульство Франции в Риме и тыльная часть самого посольства, размещённое во дворце Фарнезе.

Фонтан Маскероне и консульство Франции в Риме

Фонтан "Маскероне" и здание консульства Франции в Риме

Вид на здание посольства Франции в Риме

Вид на здание посольства Франции в Риме с улицы Джулия

Замолкающий, частенько, фонтан "Маскероне" (Большая Маска) помнит и чистенькую питьевую воду "Паола", и массовые гулянья, устраиваемые Домом Фарнезе, с вином вместо воды. При его строительстве, скрывшийся от истории мастер, использовал позаимствованную из древнеримских бань гранитную ванночку и белый мрамор, возможно, лежавший рядом.

Известная арка "Фарнезе" - нереализованный проект Микеланджело, по которому сад дворца Фарнезе должен был быть связан, посредством навесного моста через Тибр, с виллой Фарнезе (Фарнезина) в Трастевере.

Вид на улицу Джулия и арку

Вид на начало улицы Джулия

Улица Джулия. Арка Фарнезе и вид "туда-сюда"

Сразу за аркой, черепами, образующими капитель колон входа, кошмарит церковь "Santa Maria dell'Orazione e Morte". С XVI по XIX век здесь получали последний приют души безымянно умерших, скелеты которых до сих пор декорируют подземную крипту церкви.

 Церковь
 Церковь

Церковь "Святой Марии Молитвы и Смерти" в Риме

 Церковь

Каникулы закончились...

 Церковь

Церковный пожертвенник. Надпись - "Сегодня Мне, завтра Тебе". Типа "Donations" или же сбор пожертвований на "Вечный огонь" кладбища церкви.

С церковью соседствует дворец Фальконьери. Проект XVII века величайшего мастера барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini), объединившего два дома, ранее принадлежавших семьям Одескальки и Фарнезе, в великолепный дворец. 12 потолков дворца принадлежат его архитектурному гению. Соколиные головы двух гем на фасаде дома - бесценный дар Борромини улице Джулии и Риму. В настоящее время собственностью владеет Академия Венгрии.

Сокол Борромини

Женский бюст с головой сокола - родовая символика Фальконьери

Сокол Борромини

Сокол Борромини на улице Джулия в Риме

Справа, между жилыми домами, втиснулась церковь "Santa Caterina da Siena", служившая в XV-XVI вв проживающим в районе банкирам и торговцам тосканской Сьены. Позже она была перестроена, превращённая в руины просадкой грунта. Фасад церкви украшают барельефы с изображением легендарной волчицы с близнецами, которые являются символом Сьены основанной  Ремом, который ведь был убит Ромулом (а был ли Ромул?)...

Святая Катерина Сьены в Риме

Церковь "Святая Катерина Сьены" в Риме

Святая Катерина Сьены в Риме

Свернув в переулок налево, можно встретить почти забытую миром драгоценность Возрождения - церковь "Sant'Eligio degli Orefici", одно из немногих архитектурных творений Рафаэля Санти. Он не успел закончить свою работу. Церковь строилась по заказу Союза ювелиров, чей колледж и сейчас находится рядом.

Святой Элиджо дельи Орефичи

Пройдя дальше по Джулии, до церкви "Santo Spirito dei Napoletani", и свернув в правый проулок, располагаемся на "площади дэ Риччи". Две стороны площади занимает дворец Риччи, известный своими множественными внутренними росписями руки Полидоро да Караваджо (1500(?)-1543гг), ученика Рафаэля Санти. Полидоро да Караваджо любил рисовать и на стенах домов, являясь, тем самым, своего рода "отцом" современного городского настенного граффити. Его монохромной расцветки настенные фрески, выполняемые по влажной штукатурке, видны на фасаде дома.

К площади дэ Риччи
Дом и площадь Риччи в Риме

Проулок от церкви "Santo Spirito dei Napoletani" к "площади дэ Риччи". "Площадь дэ Риччи" с одноимённым ресторанчиком.

Граффити Полидоро да Караваджо

Граффити Полидоро да Караваджо

От перекрёстка "largo della Moretta" (церковь "San Filippo Neri"), свернув направо и достигнув "via del Pellegrino", находимся на святой границе античного Рима. Здесь проходила линия померия (pomerium) Императора Клавдия. Здание в центре - дом Пьетро Паоло делла Дзекка, монетчика Папы Paolo II (1464-1471). Итальянское выражение "nuovo di zecca", "новое с нуля" (как с монетного двора), пошло в мир от его фамилии. Верхнее окно, с красными тряпочками, так же обрамлено остатками граффити руки Полидоро да Караваджо (видно на той штукатурке, которая ещё не успела обвалиться). В раннем Возрождении, штукатурка всего дома, занимающего целый квартал, красовалась его монохромной росписью.

Дом Пьетро Паоло делла Дзекка

Дом Пьетро Паоло делла Дзекка в Риме

Не доходя до дома, слева, находится античная святыня Рима - померий, который обозначал сакральную границу города. Святая граница определялась ещё при закладке города и обозначалась белыми камнями клинообразной формы - помериями, это этрусский ритуал. Граница Померия не совпадала с границей городских стен. Святая святых города была нерушима и внутри её действовали особые законы. К примеру, её нельзя было пересекать будучи вооружённым, внутри не действовало правосудие Консулов - суд вершили сами горожане. Вход в Померий был строго лимитирован и был абсолютно запрещён верховенству других религий. Клеопатра, посещавшая Юлия Цезаря, как Верховная иноверка, не могла быть в самом Риме, привет Голливуду! Святыни этрусков у римлян превращались в суеверия. Существуют упоминания о неоднократных изменениях границ померия Рима, что являлось немыслимым святотатством. Строилась новая городская стена, новые границы, а старые сносились рабами, которых потом казнили, на всякий случай, за содеянное. Подтверждён случай "легального" (церемониального) переноса линии померия Императором Клавдием.

Указатель сакральной границы древнего Рима

Померий Клавдия - указатель сакральной границы древнего Рима на улице "Пеллегрино"

Вернувшись на Джулию, видим потрёпанный фасад здания известного классического лицея "Вирджилио", со следами средневекового стиля росписи "tradizionale"  "Ура, каникулы!". Лицей обосновался здесь в 1939 году вместо колледжа "Collegio Ghislieri", 1630 года издания, созданного для продолжения обучения детей из семей павших деятелей Папского государства.

Классический лицей Вирджилио в Риме

Классический лицей "Вирджилио" в Риме

Дальше идут здания римских тюрем. Известная, образцово-показательная "Новые Тюрьмы" (1655 г.) Папы Инноченцо Х, отличавшаяся, по тем временам, более гуманным отношением к заключённым. Это была главная римская тюрьма, которую лишь в конце XIX века затмила легендарная "Regina Coeli" (Царица небесная), расположенная у ног холма Джаниколо, выдающая до сих пор своим жильцам "квирит" по выходу. В здании "Новых Тюрем", в настоящее время, находится не менее серьёзная организация - "Национальное Управление Антимафии".

Новые Тюрьмы в Риме

Здание "Новые Тюрьмы" в Риме

Новые Тюрьмы в Риме

DNA

К концу XIX века относится и тюрьма для несовершеннолетних, дальше, на улице Гонфалоне. В настоящее время там расположились музей криминалистики и историческая библиотека Пенитенциарного Управления.

Музей криминалистики

Здание "Музея криминалистики" в Риме

Балкон с зеркалом

На доме рядом, при желании, можно рассмотреть чей-то симпатичный балкончик с непонятной зеркальной конструкцией. Возможно, зеркало позволяет изобретательному жильцу достигать желаемых визуальных или световых эффектов...

В переулке "vicolo della Scimmia" находится ораторий братства "Santa Lucia del Gonfalone", берущего начало из средних веков. Постройка 1547 года с более поздними фресками известного художника-маньериста Federico Zuccari (1539 – 1609) на тему Жизни и Страданий Христа. Ораторий часто принимает концерты классической музыки.

Ораторий Санта-Лючия дел Гонфалоне

Ораторий Санта-Лючия дел Гонфалоне в Риме

Оригинальной колокольней отличается церковь "Santa Maria del Suffragio", 1669 года издания, созданная более древним одноимённым орденом. Орден занимается важным делом - молится за души Чистилища.

Санта-Мария дел Суффраджо

Церковь "Санта-Мария дел Суффраджо" в Риме

После блеклого здания первой "пятилетки" Возрождения с надписью "ORATORIUM", идут знаменитые "диваны" (sofà) улицы Джулия - базовые останки (фундамент) несостоявшейся оперы Браманте, возводившего здесь Дворец Судов по плану реформ Папы "Грозного" Джулио II. Диваны "прислонены" к отелю, который раньше назывался не иначе как "Кардинал", но вот уж лет десять, как тут обосновался пятизвёздочный "St.George" (Святой Георгий). "Подушки" диванов лоснятся от постоянных посиделок туристов.

Диваны улицы Джулии

"Диваны" улицы Джулия в Риме

Тут же находится церковь "San Biagio degli Armeni" (1700 г.), католическая церковь армянской общности, называемая в народе "San Biagio della Pagnotta", за раздаваемые в свой Святой день (3 февраля) освящённые круглые булочки (паньотте). Сохранение, в течение года (!), булочки предохранит от заболеваний горла, по чудотворной специализации Святого Бьяджо.

Армянская католическая церковь

Церковь "Святой Бьяджо Армян" в Риме

Дальше начинается флорентийский квартал...
После Джулио II, в 1513 году, Церковь возглавил Папа Лев X де Медичи, который способствовал расширению диаспоры своих соотечественников в Риме, исторически прописавшихся в районе северной части Джулии. Только сейчас  "Strada Recta" приобретает своё сегодняшнее название - "via Giulia", в честь предыдущего Папы. Приобретение лакомых лотов на Джулии известными и состоятельными людьми, способствует строительному буму в районе. Флорентийские зодчие получают значительную часть подрядов, билборды пестрят промоционными акциями застройщиков. Так возникли дворцы N°98 "Donatelli-Ricci", N°66 "Sacchetti", со схожими "ножками" оконных проёмов первых этажей. 66-ой дом, в начале сороковых 15-го столетия, строил для проживания Папы Paolo III известный мастер Антонио да Сангалло. Второй этаж этого дворца разукрашивали величайшие Франческо Сальвиати и Пьетро да Кортона. В настоящее время, за массивным и испачканным временем фасадом дворца продолжается жизнь рода Саккетти, приобретших эту собственность в XVI веке.

Дворец Саккетти в Риме

Дворец Саккетти в Риме

Об убранстве дворца можно судить по некоторым фото выловленных из Сети...

Внутренняя лестница Дворца Саккетти

Внутренняя лестница Дворца Саккетти

Галерея Дворца Саккетти

Галерея Дворца Саккетти

Зал глобусов от Франческо Сальвиати во Дворце Саккетти

Зал глобусов от Франческо Сальвиати во Дворце Саккетти

"Каритас" (Милосердие) Франческо Сальвиати во Дворце Саккетти

Следующий знаменитый дом - N°79, дворец "Sangallo-Medici-Clarelli" 1542 года. Его построил для себя Антонио да Сангалло, строивший одновременно папский дом по соседству и дворец Фарнезе, Главный архитектор собора Святого Петра (с 1520г). Дворец стилизован персональным почерком великого тосканского мастера. В XVII веке собственность перешла в руки герцога (duca) Флоренции Cosimo de´ Medici, который разместил во дворце консульство Тосканы. После графов (conti) Marini Clarelli, дворцом овладел 1-й Муниципалитет мэрии Рима.

Дворец  Сангалло-Медичи-Кларелли

Дворец Сангалло-Медичи-Кларелли в Риме

Домом Рафаэля Санти называют здание под номером 85, даже на карнизах выведено, что он им владел. Но это далеко не так. Рафаэль доживал свою короткую жизнь в районе "Борго", это за Тибром, западное подножье Ватиканского холма, в доме купленном у Каприни (Caprini), опера Браманте, а на участок улицы Джулии повёлся за Сангалло. № 85 строился уже после смерти Рафаэля. Дом Каприни-Рафаэля не сохранился, но он явился ante litteram эпохи, типичные дома (пятипролётки, с ремесленными лавками и полуэтажами под основными уровнями) повсюду строились в Риме и других городах, называют  их "рафаэльскими", хотя проект-то был Браманте...

Дом (мнимый) Рафаэля Санти

Здесь мог бы проживать Рафаэль Санти

На улице Джулия 84 можно заглянуть в маленькое кафе "Перу" (Caffè Peru) - это не только единственная кофейня Джулии, но и отличнейший кофе. Закрыто в выходные дни, вроде бы...

Флорентийской колонии нужна была своя церковь. Её обещал построить ещё Папа Джулио II в 1510 году и у Браманте уже был даже заготовлен проект, но все силы забирала открывшаяся в то время "Фабрика Святого Петра"... Новый конкурс на строительный подряд, объявленный Папой Львом Х, выиграл Jacopo Sansovino, оставив Микеланджело, Рафаэля, Сангалло, Перуцци сторонними наблюдателями. Но строительство так и не продвинулось. Долгостройщики винили во всём то зыбкий грунт, то ошибки в расчётах предыдущих мастеров, да и каждые новые решения раздували бюджет стройки. В результате, нынешняя церковь приобрела очертания лишь к 1634 году, в проекте Карло Мадерно, а заканчивал строительство архитектор Алессандро Галилей (Alessandro Galilei), уже в 1737 году. Церковь "San Giovanni Battista dei Fiorentini" - блещет, прежде всего, своим простым великолепием, а потом уже длинными списками приложивших руку мастеров и захороненных в ней знаменитостей. Это другая тема...

Купол церкви

Купол церкви "Сан-Джованни Баттиста дей Фиорентини" в Риме

Церковь

Церковь "Сан-Джованни Баттиста дей Фиорентини" в Риме

Церковь

Церковь "Сан-Джованни Баттиста дей Фиорентини" в Риме, фрагмент

Доступ в церковь "Сан-Джованни Баттиста деи Фиорентини" свободный, как и в имеющийся там небольшой музей. Возможно, это единственная церковь, в которую разрешён доступ домашним животным.

Церковь выходит на "площадь дел Оро" (Золото), где и заканчивается Джулия. Название площади связывают с фамилией известной семьи, проживающей там несколько поколений, а по другим источникам, район был центром деловой активности флорентийских банкиров, что и явилось определяющим в названии площади.

Церковь Сан-Джованни Баттиста дей Фиорентини, площадь

Церковь Сан-Джованни Баттиста дей Фиорентини, "площадь Золота"

Современные "обрубленные" очертания домов - эхо нереализованных проектов урбанизации XIX века. В 1890 году, при строительстве набережной Тибра, домам улицы Джулии основательно досталось.

В целом, проект Папы Джулио II по созданию "нового Рима", провалился изначально. Браманте, подбив Папу на строительство главного христианского Собора "Святого Петра", оказался заложником своих же честолюбивых идей по реализации проекта "нового Рима". Папская казна не безразмерна и сами Папы не вечны - приоритеты в Истории расставляла жизнь...

Улица Джулия это не только именные фасады домов и дворцов, но и квартальчики образуемые ими. Она живёт своими чудесными внутренними двориками, некоторыми из которых, можно полюбоваться не только в "рабочие" дни. Большинство домов улицы находятся в частной собственности и увидеть их жизнь возможно не всегда. Когда-нибудь Джулия будет блестеть новой покраской фасадов и поднимется тротуарами, но будет ли это прежняя Джулия?...


Опубликовано

Воскресенье, 20 сентября 2015

Просмотров

4360

Оценить

4.9/5 оценка (32 голосов)

Записи по теме