Рим и провинция

Публикации в категории

"Моисей" - трагедия всей жизни Микеланджело Буонарроти

Во взгляде скульптуры "Моисей" Микеланджело Буонарроти, заключён образ самого автора

По авторитетным мнениям, во взгляде скульптуры "Моисей" заключён образ самого автора. Известнейшее творение Микеланджело Буонарроти явилось трагедией его жизни и "Моисей" подневольно был тому свидетелем. Хитрые переплетения истории можно понять лишь из разрозненных источников, в которые История не часто заглядывает...

А началось всё в первые месяцы далёкого 1505 года, когда Папа Юлий II (он же "Грозный" Папа) решил обзавестись персональной гробницей и пригласил для её реализации Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564 г.г), из рук которого, к тому времени, уже вышли непревзойдённые "Пьета́" (1497-1499 г.г) и "Давид" (1501-1504 г.г).

Микеланждело бросил все незавершённые дела во Флоренции и за два месяца создал проект поразивший Папу размахом, идеей и великолепием. На желание Юлия II быть погребённым поближе к могиле святого апостола Петра, Микеланджело ответил проектом небольшой перестройки существующей уже базилики, предлагая разместить склеп сразу за алтарём церкви, перестроив, с минимальными затратами, лишь хорную часть церкви. По сути, склеп представлял бы собой огромный прямоугольный трёхуровневый мемориал связанный сорока (!) скульптурами. Проект, несмотря на огромную стоимость, был одобрен и Микеланджело получил основательный аванс.

Мавзолей Юлия II сулил не только стабильный заработок и известность, но должен был стать ГЛАВНОЙ профессиональной оперой Микеланджело Буонарроти.

Полный энтузиазма он долгих восемь месяцев лично отбирал и отправлял из Каррары мрамор, горами сгружаемый на площади Святого Петра, и любоваться им приходили толпы народа....

Нетерпеливый Папа, тем временем, предлагает Сангалло и Браманте начать реконструкцию базилики Святого Петра под свой будущий мавзолей. Почувствовав наживу, Браманте предложил основательно перестроить церковь, сместив при этом даже главную ось церкви, на что получил грозный папский отказ: "Не могила (Святого Петра) размещена в храме, а храм размещён над ней..."
Браманте не унимался, не сразу, но ему удалось сначала убедить Папу Юлия II в основательной перестройке базилики в ущерб проекту склепа, а затем, при поддержке своего земляка Рафаэля (Raffaello Sanzio), к постройке нового храма и откладыванию строительства усыпальницы (привет, Микеланджело!). Честолюбивое желание Папы увековечить своё имя с новым христианским центром казалось слаще увековечивания искусством...

Микеланджело ничего этого не знал...
Вернувшись в Рим он ощутил отсутствие финансирования и ему было даже отказано в аудиенции Папы, которой он неоднократно добивался. Слухи, интриги, ущемлённое самолюбие, угрозы физической расправы за долги: "...казалось, что мои похороны могут состояться раньше похорон Папы..." - 17 апреля 1506 года Микеланджело скрытно бежит из Рима. 18 апреля 1506 года - Папа Юлий II спускается в приготовленную Браманте яму и закладывает первый камень нового собора...

Таким образом, грандиозный проект Микеланджело гробницы для Папы Юлия II оказался причиной начала строительства Собора Святого Петра, который, в свою очередь, стал причиной трагедии самой "Гробницы" и мотивом внутренней драмы Буонарроти..

Буонарроти долго не реагировал на приказы Папы вернуться в Рим, заканчивая брошенные во Флоренции заказы, пока в дело не вмешалась политика... По политическим мотивам, в Болонье состоялось официальное примирение римского понтифика и тосканского зодчего, которому поручили тут же в Болонье сделать бронзовую статую Папы (разбили и переплавили, чуть позже)...

Микеланджело надеялся и ждал приглашения к возобновлению работ над замороженным проектом Усыпальницы... И его пригласили, но не ваять, а поупражняться в живописи на потолке Секстинской Капеллы, как в компенсацию за простой с гробницей. Идея исходила от Браманте и его окружения с явной целью унизить скульптора, которому пришлось бы работать, к тому же, рядом с блистающим росписями Рафаэлем... Тень проекта-мечты снова накрыла Микеланджело...

Секстинская Капелла тоже обязана нереализованному проекту усыпальницы Папы Юлия II - многие фигуры, представленные на своде, являются художественным воспроизведением изысканий Микеланджело в видении скульптур усыпальницы. Он будет ещё возвращаться к ним не раз, когда начнёт работы над скульптурами гробницы..

С завещанием ушедшего Папы Юлия II, работы над гробницей начинаются в 1513 году. Проект не представлял уже тот объёмный первоначальный вариант и Микеланждело отводились семь лет на его реализацию. До 1516 года ему удалось создать лишь несколько из предполагаемых скульптур, включая грандиозного "Моисея". Постоянные изменения проекта уменьшали как его стоимость так и количество представляемых скульптур. Каждый новый Папа использовал талант Буонарроти, поэтому он не выполнял контрактные обязательства по усыпальнице Папы Юлия II. Наследники угрожали судами, обвиняли в разбазаривании денег, требовали их возврата. Микеланджело искал защиты у Пап. Так, Папа Клемент VI, в 1532 году посредничал при составлении пятого по счёту контракта на сооружение гробницы, которую предполагалось построить за три года уже в другом месте, в церкви Святого Петра в Оковах. Но и в этот раз Микеланджело не закончил свою работу над статуями, потому что был занят "Страшным Судом" Секстинской Капеллы...

Кульминация "трагедии Гробницы" происходит в первые годы 40-х, когда Микеланджело был серьёзно обвинён в незаконном присвоении денег и ростовщичестве, тогда ему пришлось долго и основательно выкручиваться... После завершения "Страшного Суда", Папа Павел III трёт с наследниками Папы Юлия II и те согласны на составление нового контракта по усыпальнице. Новый (шестой по счёту) проект, под руководством Буонарроти, выполняли его талантливые ученики. Это было пародией на первый проект, от которого остался лишь созданный им 30 лет назад "Моисей", мавзолей превратившийся в стенку и семь фигур вместо сорока. Гробница Папы Юлия II наконец-то, спустя 40 лет, была закончена в 1545 году.

Первоначальные честолюбивые надежды и мечты тридцатилетнего зодчего терзали его в течении всей последующей жизни, отравляли несбыточностью его жизнь. Работая над проектами гробницы, Микеланджело постоянно подвергался критике, обвинениям, злословию. Это отразилось даже на выпущенных двух издания его биографии. По мнению исследователей, они представляются попыткой его робкой защиты и оправданиями.

И это ещё не всё... Знал ли Микеланджело, что плод его терзаний и стараний окажется бесполезным по назначению? Гробница Папы Юлия II пуста, а захоронен он рядом с дядей, Папой Сикстом IV, в Соборе Святого Петра в Ватикане.

Микеланджело любил своего "Моисея"... Работая над ним, он даже раз ударил его с горяча по месту коленно-чашечного сустава (якобы даже остался след) не то молотком, не то зубилом, воскликнув: "Почему же ты молчишь?!". Он постоянно напоминал ему о неосуществлённых грандиозных планах, о не воплощённых образах, о мирском разочаровании, о "трагедии Гробницы". "Моисей" был свидетелем его жизни...

Кто знает, каким был первоначальный облик "Моисея". Очень возможно, что автор добавил "Моисею", за те тридцать лет, свой зрелый взгляд на действительность...

Так изменял ли Микеланджело своего "Моисея"? Говорят, что да, но информация по широким каналам не пропущена... Antonio Forcellino (итальянский историк, писатель, исследователь, реставратор) руководил в прошлом десятилетии реставрацией гробницы Папы Юлия II. Этому предшествовала кропотливая работа с первоисточниками эпохи Микеланджело Буонарроти. Им якобы были обнаружены анонимные письма в которых упоминается Микеланджело и его намёки об изменении статуи. Информация предназначалась для Джорджо Вазари, биографа Микеланджело, но не была использована тем.
"Знаете, сказал Микеланджело, позавчера "Моисей" услышал разговор и, чтобы расслышать лучше, повернулся!". Критики упёрлись и не поняли шутки, мол пожилой Буонарроти физически не смог бы "повернуть" в один миг сидящего "Моисея". Антонио Форчеллино предполагал, что результаты его исследования перепишут историю "Моисея", но История не шевельнулась...

Форчеллино пришёл к выводу, что "Моисея" Микеланджело ваял в два этапа. Первый раз, приблизительно, в 1517 году и потом спустя 25 лет, т.е. в 1542 году. Какие коррективы внёс Микеланджело своему любимцу?

Первое, что увидел реставратор, это не характерные для обработанной поверхности зазубрины. Это происходит, когда меняют форму, а старые, более глубокие следы, остаются. Второе, основное, это очевидное непропорциональное использование материала, т.е. новые детали возникли не из исходного материала, а из самой формы. Престарелому Буонарроти удалось мастерски повернуть глыбу "Моисея" (235 см) влево!

    Соответственно, были изменены и детали статуи:
  • 1. Борода статуи оттянута вправо и поддерживается правой рукой. Слева не было материала, чтобы поддержать первоначальное перпендикулярное положение бороды.
  • 2. Левой нижней части трона "Моисея" не достаёт 7 см - компенсация поворота торса скульптуры влево.
  • 3. Смещение левой ступни назад стоило 5 см левому колену, на столько оно уже правого.
  • 4. При исследовании тыльной части скульптуры, что давно не делалось, обнаружен след широкого пояса, который полностью исчез с фронтальной части...

Кроме этого, в описании "Моисея" основным биографом Микеланджело, Асканио Кондиви, не упоминается, что правая рука "Моисея" расположена на бороде, как описал позднее Джорджо Вазари. Историки сочли это за ошибку Кондиви. А может он описывал "Моисея" 1517 года издания?

Вериги (цепи, оковы) Святого апостола Петра, христианская реликвия

Но зачем он отвернул "Моисея"? (Не шутки ведь ради?) Это остаётся тайной. Если бы "Моисей" смотрел всем своим движением (и взглядом "Микеланджело") перед собой, то он увидел бы паломников, пришедших поклониться Святым Веригам апостола Петра, христианской реликвии хранящейся в этой церкви... Здесь причина? Нет ответа и на причины побудившие не размещать гробницу Папы Юлия II в Соборе Святого Петра в Ватикане, как и на причины не захоронения Юлия II в построенной для него за 40 лет гробнице.

Официальная заокеанская История пока лишь признала, что Микеланджело, на старости лет, повернул лицо "Моисея" и направил его взгляд влево.

Фигура папы Юлия II на мраморном саркафаге погребального комплекса

Антонио Форчеллино сообщил, что анализ скульптуры Папы Юлия II показал - она полностью выполнена рукой Микеланджело Буонарроти (считалось работой Томмазо Босколи, ученика Микеланджело).

Пустая гробница папы Юлия II, шестой проект Микеланджело Буонарроти. "Моисей" - центральная фигура усыпальницы


Опубликовано

Суббота, 31 августа 2019

Просмотров

221

Оценить

5.0/5 оценка (8 голосов)

Записи по теме